Траты на базовые продукты стали меньше. Дни «Магнита» и «Пятёрочки» сочтены. Растет доля фермерской продукции. Обо всем по порядку
Рынок не стоит на месте: покупатели сокращают расходы на базовые товары, через 5—7 лет доля «магазинов у дома» составит 5%, остальное отойдет дискаунтерам и сервисам доставки и вообще, что в будущем ждет ритейл, мы решили собрать в сегодняшнем дайджесте.
Россияне стали меньше тратить на базовые продукты питания
Аналитики «Тинькофф» выяснили, что россияне сократили расходы на покупку овощей и фруктов на 30—60%, на мясо — до 25%, на хлебобулочные изделия — на 40%. Также под сокращение попали: морковь, апельсины, капуста и хлебобулочные изделия — 40%, картофель — 30%, мука — 13%. Вдобавок, из-за пандемии потребитель стал отказываться от спонтанных покупок, что тоже повлекло сокращение расходов на отдельные товары.
По мнению экспертов, главная причина, которая заставляет экономить — инфляция. В феврале 2021 года стоимость потребительской корзины выросла на 16% (сравнение год к году. Данные Росстат)
Источник: Коммерсантъ
«Дни “Магнита” и “Пятёрочки” сочтены»
Так считают Борис Агатов, исполнительный директор Project Line, и Олег Баландин, независимый эксперт по стратегическому развитию в ритейле. По их мнению настоящими магазинами у дома уже являются Ozon, Wildberries и даже СДЭК. Хоть их нельзя назвать ритейлерами в привычном смысле, но там покупателям удобнее совершать покупки и забирать товары.
Эксперты считают, что в течение 5—7 лет из-за роста e-commerce супермаркеты типа «Магнит» и «Пятёрочка» будут вынуждены сократить ассортимент с 5000 до 2000 SKU и уменьшить торговые площади до формата C-store (convenience store, как 7-eleven). Высвободившиеся залы станут дарксторами сервисов экспресс-доставки типа «Самокат», «Яндекс.Лавка». Либо произойдет реорганизация торговых сетей под доставку продуктов «день в день». Скорее всего, максимальное количество SKU для доставки от того же «Магнита» будет не больше 3000 SKU, в то время как Ozon или Wildberries могут предложить гипермаркетные 10 000 SKU.
Примерный расклад долей FMCG-форматов в ближайшие годы может быть таким:
- С-stores — 15—20%
- Экспресс-доставка — 10—20%
- Доставка день в день — 20—30%
- Жесткие дискаунтеры — 25%
- Привычные нам «магазины у дома» — 5%
Поэтому охватывайте цифровые площадки, учитывайте текущую и перспективную значимости e-commerce при построении бизнеса, создавайте дизайн упаковки, который работает не только с полки магазина, но и с экрана мобильного устройства
Источник: Market media
Растет доля фермерской продукции
Рост производства в РФ фермерских хозяйств в 2020 году составил 4%. При этом индекс производства превысил 103,8% — это наибольший темп роста в сельском хозяйстве.
За последние пять лет в КФХ прирост производства скота и птицы составил 25%, молока — 38%, яиц — 45%».
Рост спроса фермерских продуктов наблюдается и в ритейле. Сеть «Азбука вкуса» наблюдает рост: +12% в 2019 году, +22% — по итогам 2020 года.
Основные категории прироста — те же молочные продукты, охлажденное мясо и птица, овощи и фрукты, мясные деликатесы.
Многие недобросовестные производители в России пытаются выиграть на растущем спросе, практикуя Greenwashing — камуфляж под экологически чистые/фермерские продукты, тем самым снижая доверие потребителей к категории.
Чтобы завоевать приверженцев чистых продуктов, ваша задача, как производителя — быть прозрачным, подробно рассказывать о своем производстве, приводить доказательства о натуральности в коммуникации. И главное — не на словах, а на деле соответствовать ценностям потребителя.
Как например, делают фермерские продукты «Комарова». В Магадане, откуда бренд родом, хорошо знают семью фермеров, которая производит настоящее молоко, мясо и полуфабрикаты вручную. Фермеров, которых можно встретить на улице, мы решили сделать фирменными персонажами на упаковке.
Бренд не использует мелкий шрифт, потому что скрывать банально нечего, говорит прямо и от имени как есть, чтобы между фермой и покупателями всегда было доверие.
Читайте также
Кейс «Комарова». Ребрендинг фермы из Магадана
Социальная ответственность брендов
Бренды от крупных до локальных чаще стали занимать активную позицию, вовлекая покупателей в сбор пластика, помощи нуждающимся и пр. Некоторые делают это из популизма. Но есть случаи, когда бренд искренне проявляет ответственность и желание сделать мир и жизнь людей лучше.
Один из таких кейсов — блогер Анастасия Сосновская, в январе этого года по трагической случайности потеряла своего любимого сына. В память о нем Анастасия решила открыть детскую библиотеку, но не хватало финансирования.
«У нас с похорон осталась сумма [...] Я не могу тратить их на семью, они для сына. И вот как-то ночью появилась идея купить десткие книги и поставить, например, в школе. Потому что Ярик очень любил читать и хотя мы часто покупали книги, ему все равно не хватало. В библиотеках же новинок практически нет (плохое финансирование????)
Ведь это хорошее начало для частной детской библиотеки: она должна быть открыта для всех и регулярно пополняться.
Но есть два вопроса: где взять помещение и фонд заработной платы а это 650К в год»
Помочь Анастасии в проекте решил «Сбербанк». С его помощью будут открыты 4 мини-библиотеки. Первая открывается 26 августа в Иркутске и ещё 3 осенью в области.
Я ведь почти сдалась )) красивая, однако не сбыточная мечта. Но приходит ночь, город засыпает, просыпается магия и на границе яви и сна всплывает решение ????
Всё это классно, НО. Как достучаться до нужных людей в банке? Кто вообще эти люди? Как презентовать? Зачем это нужно Сберу? Не буду рассказывать — долго, просто скажу, что это как провидение — всё получилось.
Социальные проекты бренда — это уже другой уровень взаимодействия с аудиторией. Однако более качественный и полезный для окружающих, чем традиционная реклама. Этой практикой начинают пользоваться и региональные игроки. Например, в апреле иркутская сеть «Слата» запустила благотворительную акцию в пользу бездомных собак и установила в 15 супермаркетах специальные боксы для сбора кормов.
Задумайтесь, как ваш бренд может сделать мир чуточку лучше.